Т О В А Р.

(Лекции 8,9 – 4 часа)

 

ВОПРОСЫ

1.      Три слоя товара. Классификация товаров. Марка. Упаковка. Сервис.

2.      Товарный ассортимент и товарная номенклатура.

3.      Жизненный цикл товара.

 

1.      Три слоя товара. Классификация товаров. Марка. Упаковка. Сервис.

 

Определение: Товар – всё, что может удовлетворить какую-либо потребность и предлагается рынку на продажу с целью привлечения внимания, приобретения и потребления.

 

Три слоя товара:Выноска 3: 1. Товар по замыслу. Основная выгода или услуга                                                                                                                                                                                                    

 

Выноска 3: 3. Товар с подкреплением. Послепродажное обслуживание, поставка, кредит, гарантия, монтаж
Выноска 3: 2. Товар в реальном исполнении, маркетинговая оболочка товара. Потребительские свойства, качество, цена, марка, упаковка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Базовая классификация товаров:

 

1)       Товары широкого потребления:

-          товары длительного пользования (недвижимость, автомобили, мебель);

-          товары краткосрочного пользования  (пища, одежда).

2)       Товары производственного назначения:

-          товары инвестиционного характера (станки, машины, здания, сооружения);

-          товары текущих затрат (материалы, сырьё, комплектующие, энергия, топливо).

 

Марка (брэнд) – имя, термин, дизайн, символ или любая другая характеристика, идентифицирующая товар, услугу, фирму как отличные от тех, которые принадлежат другим продавцам, и подкрепленное комплексом  продвижения на рынке.  Брэнд может идентифицировать один предмет, группу предметов или все предметы продавца (различные марочные политики, см. ниже).

Марочное название – имя, термин - часть марки, которую можно произнести.

Марочный знак – символ, дизайн - то, что можно показать и увидеть, но нельзя произнести.

Товарный знак – марочное название и/или марочный знак, зарегистрированные в установленном Законом порядке, с целью приобретения исключительных авторских прав на их использование.

Брэндинг – планомерный процесс создания знака и названия марки, обоснования ее имиджа, позиционирования, продвижения марки на рынке, на основе отслеживания отношения к ней потребителей и создания товара, соответствующего их ожиданиям.

 

Существуют следующие марочные политики:

1.        Индивидуальные марочные названия – для каждого товара фирмы есть своя марка (Ariel, Tide, Лоск).

2.        Единое марочное название для всех товаров – все товары, выпускаемые фирмой имеют одинаковое название (BMW, Sony).

3.        Коллективные марочные названия для товарных семейств – разные совокупности (семейства) товаров фирмы, чаще всего из одной ассортиментной группы (см. ниже) или реже из разных, имеют одну марку (техника Panasonic и Technics фирмы Matsushita).

4.        Марка фирмы в сочетании с марочным названием товара – при продвижении марки товара, которая может быть индивидуальной или коллективной, всегда упоминается марка фирмы-производителя ( Кондитерская фабрика “Россия” -  конфеты “Палитра”).

 

 

 

 

Достоинства и недостатки различных марочных политик.

 

Марочные политики

Достоинства

Недостатки

1. Индивидуальные марочные политики

Индивидуальные марочные названия\

Коллективные марочные названия.

1.        Если марка плохо зарекомендовала и себя и слабо продвигаема, то мы от нее отказываемся без ущерба для других товаров.

2.        Отдельная марка позволяет проводить более точную сегментацию и позиционирование отдельного товара.

1.        Каждая марка требует своей творческой концепции и рекламного бюджета на маркетинг.

2. Общие марочные названия

Единое марочное название.

Марка фирмы в сочетании с марочным названием товара.

1.        Общий рекламный бюджет позволяет экономить на масштабе.

1.        Если отдельный товар плохо зарекомендовал себя, то нам трудно  отказаться от марки– слишком много денег вложено в продвижение всей марки.

2.        Все товары в рамках одной марки позиционируются почти одинаково.

 

Упаковка – оболочка товара, которая нужна товару для следующих целей:

1)       идентификация, необходимая для брэндинга;

2)       удобство транспортировки  и  приобретения  различных объёмов товара;

3)       самообслуживание в торговле;

4)       улучшение качественных характеристик товара.

 

Различают три слоя упаковки:

-          транспортная – удобство транспортировки, защита от повреждений;

-          внешняя (маркетинговая) – несёт маркетинговую нагрузку брэндинга;

-          внутренняя - носит гигиенический характер.

 

Сервисное обслуживание (сервис).

Имеет важное маркетинговое значение для товаров, которые являются сложными техническими устройствами.

Сервис включает в себя:

-          распаковка, установка, подключение;

-          пуско-наладка, настройка;

-          тестирование и профилактика в процессе эксплуатации;

-          оригинальные запасные части, сертифицированные и рекомендованные предприятием-изготовителем;

-          квалифицированный ремонт специалистами, прошедшими подготовку на предприятии-изготовителе.

 

2.      Товарный ассортимент и товарная номенклатура

 

Товарный ассортимент (ассортиментная группа) – группа товаров , удовлетворяющих одну и ту же потребность и тесно связанных между собой в силу схожести их функциональных качеств (шампуни, зубные пасты, краски, слесарные ключи).

 

Товарная номенклатура – совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям. Широта - количество ассортиментных групп в номенклатуре. Глубина   среднее количество товарных единиц в ассортиментной группе по всей номенклатуре. Если ассортиментные группы в номенклатуре близки по своим характеристикам удовлетворяемых потребностей (например, косметические товары и моющие средства), то такую номенклатуру называют гармоничной, а предприятие, которое ее имеет – специализированным. Если ассортиментные группы различны по структуре удовлетворяемых потребностей (например, продукты питания, строительные товары и одежда), то номенклатура -  негармоничная, а предприятие – универсальное.

 

Номенклатура и ассортиментные группы  компании «Procter & Gambl»

 

АГ №1. Стиральные порошки

АГ №2. Зубные пасты

АГ №3. Шампуни

АГ №4. Дезодоранты

АГ№4 Продукты питания

1.        Tide

2.        Ariel

3.        ……

4.        ……

1.        Blen-d-Med

2.        ……………

1.        H&S

2.        Pantine Pro V

3.        …………….

1.        …………..

2.        …………..

1. Pringels

Ш И Р О Т А = 5 ассортиментных групп

Г Л У Б И Н А = (4+2+3+2+1)/5=2,4 товарных единицы

 

Характеристики  ассортимента и прибыль от продаж.

Узкий ассортимент – когда расширение ассортимента (увеличение количества товарных единиц в группе) приводит к увеличению получаемой прибыли. Увеличение прибыли происходит за счет привлечения новых покупателей к тем новым товарам в группе, которые имеют какие-либо отличительные черты (цена, новые свойства, привлекательная упаковка и т.п.), которые вызывают интерес покупателей.

Широкий ассортимент – когда сокращение ассортимента приводит также к  увеличению прибыли в рамках ассортиментной группы. Это происходит за счет удаления из ассортимента ненужных покупателям (дублирующих по своим свойствам, непривлекательных по цене и внешнему виду и т.д.) товаров и снижению за счет этого затрат на обслуживание ассортиментной группы (производство, упаковка, реклама, доставка, хранение и т.п.)

Оптимальный ассортимент – когда расширение или сокращение ассортимента приводят к снижению объема прибыли.

 


Прибыль

                                График характеристик

                                    ассортимента

                               

 

 

 

 

 


                      Узкий     Широкий

                                                                                 Количество товарных единиц в ассортиментной группе

                                Оптимальный

 

3.      Жизненный цикл товара.

 

ЖЦТ – период  времени от задумывания идеи нового товара до снятия его с производства.

 

Графики объемов продаж и накопленной прибыли классического ЖЦТ.

 

     Продажи

     Прибыль  

Объем продаж в текущий момент времени ЖЦТ

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                      Разработка Вывод на      Рост            Зрелость    Упадок                        Время

                                           рынок

                  

ПЯТЬ ЭТАПОВ  ЖЦТ

Этап/Характеристика

Текущий объем продаж

Накопленная прибыль

Разработка

= 0 =

Увеличивающийся убыток из-за инвестиций в разработку товара

Выведение

Медленно растущий, с увеличением темпа роста

Уменьшающийся убыток. К концу этапа накопленный убыток = 0. Начинается накопление прибыли

Рост

Быстро растущий с максимальным темпом роста.

Быстро растущая с максимальным темпом роста.

Зрелость

Медленно растущий с замедлением темпа роста. К концу этапа текущий объем продаж достигает точки максимума.

Замедление темпов роста.

Упадок

Снижение объемов продаж

Снижение темпов роста до минимума. В конце этапа – максимум достигнутого накопления.

 

 

ЖЦТ – важное понятие маркетинга. В зависимости от того на каком этапе ЖЦТ находиться товар мы определяем наши стратегические решения в области  «5Р» : цена, покупатели, рынок (конкуренты), характеристики товара, комплекс продвижения.

 

Классическая кривая ЖЦТ встречается очень редко и является почти чисто теоретической моделью. Большинство товаров имеют свои, индивидуальные кривые, на вид которых влияют различные внутренние и внешние для фирмы факторы:

 

1.        Модификация товара на этапе упадка, с целью возродить товар в новой форме, с новыми качествами и новой маркетинговой политикой продвижения.

2.        Сезонность спроса на товар.

3.        Мода.

4.        Удачность политики продвижения

и другие факторы.

 

 

Разновидности кривых ЖЦТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Гребешковая                          Сезон или мода                     Фетиш                                              Провал 

 

 

 

Хостинг от uCoz